22 ФЕВ

Кварто-квинтовый круг тональностей
Раздел: Теория — Мария Полуянова @ 19:11 Comments (0)

В обиходе музыканты чаще называют эту систему квинтовым кругом, для краткости. Другое ее название – диквинтовая система.

Принцип устройства и работы

Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке указывается нота до (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно – фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок (до вверху) традиционен, потому что в до мажоре нет ни одного знака при ключе.

Квинтовый круг отображает соотношение тональностей и количество знаков при ключе

Кварты и квинты

В верхней точке круга отмечена нота до (иногда ее обозначают не слогом, а буквой C: подробнее). Мажорная тональность от нее лишена знаков, считается самой простой, поэтому традиция прижилась и устоялась.

Нота, указанная на круге, соответствует мажорной тонике заданной тональности. Часто под ней для удобства ставится другая нота. Она обозначает тонику параллельной минорной тональности. Например, под Cdur может находиться am (именно строчными буквами).

Интервал между соседними нотами на круге равен квинте или кварте. К примеру, при движении от до мажора по часовой стрелке ближайшей справа тональностью будет соль-мажор. Он находится в интервале квинты (вверх) или кварты (вниз).

При обратном движении ближайший тон – фа. Он находится на интервале кварты (вверх) или квинты (вниз). Собственно, из-за этого движения по квартам и квинтам система и получила название.

Если двигаться от до мажора вверх квинтами, то в каждой следующей тональности будет больше знаков при ключе на один диез (или меньше на один бемоль). В обратном направлении – на один бемоль больше (или на один диез меньше).

Чисто теоретически

В теории кварто-квинтовый круг – это спираль, которая никогда не смыкается: число бемолей и диезов растет до бесконечности. Однако на практике тональности на 8-9-м шагах от до мажора и дальше не используются. Гораздо проще взять другую тональность с меньшим числом знаков. Кстати, гаммы при этом будут совпадать.

Тональности с 13 знаками даже назвать трудно: си-диез мажор, соль-дубль-диез минор, ре-дубль-бемоль мажор и си-дубль-бемоль минор. Все звуки в них соответствуют гаммам до мажор и ля минор. Здесь круг и замыкается.

К началу

Назначение квинтового круга

Квинтовый круг используют в решении нескольких задач:

  • поиск родственных тональностей;
  • определение количества ключевых знаков заданной тональности;
  • определение степени родства тональностей.

Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

К тональностям первой степени родства (проще говоря, родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак. В квинтовом круге все связи тональностей видны как на ладони.

К родственным относятся тональности, находящиеся в круге по соседству от исходной, а также параллельные к ним и к исходной. Теоретики относят к первой степени родства также:

  • минорную одноименную субдоминантовой тональность – для мажоров (например, для до мажора – фа минор);
  • мажорную одноименную доминантовой тональность – для миноров (например, для ля минора – ми мажор).

Это связано с гармоническими видами соответствующих ладов: в мажоре понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая (они и входят в соответствующие тонические аккорды).

Определение количества знаков при ключе

В некоторых моделях квинтового круга количество знаков при ключе отмечается над тоном. Как правило, ставится число от 0 до 7 (тональности с большим количеством знаков в практике не используются). Рядом стоит обозначение самого знака – бемоля или диеза.

Если такой подсказки нет, посчитать не составит труда. Просто двигайтесь от до мажора в нужную сторону, считая шаги, пока не найдете искомую тональность.

Определение степени родства тональностей

Чем ближе друг к другу стоят две заданные тональности, тем ближе степень родства. Если между тонами расстояние в один шаг – это первая степень родства. Два шага – вторая, три – третья (по системе Римского-Корсакова). Если между тональностями больше 3-4 шагов, о родстве не говорят.

К началу

Немного истории

Музыканты достаточно давно испытывали потребность в такой универсальной системе, как квинтовый круг. Нужна была простая схема, которая позволит быстро выявить соотношение тональностей и аккордов.

По этой же схеме в идеале необходимо и определять особенности уже выбранных тональностей, к примеру, количество знаков альтерации. Ведь на одном инструменте неудобно играть диезы, а на другом – бемоли…

Возникновение диквинтовой системы

Впервые кварто-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» в 1679 г. Автор труда – русско-украинский композитор Николай Дилецкий. На его счету также десятки других учебных пособий и сотни духовно-хоровых произведений.

Позже, в 1728, идею квинтового круга подхватили за рубежом. Немецкий барочный композитор, педагог и музыкальный теоретик Иоганн Давид Хайнихен воссоздал квинтовый круг и ввел в обиход музыкантов.

Квинтовый круг в творчестве

Идея квинтового круга и движения по нему воплощена в одиночных произведениях и циклах композиторов эпохи барокко, классицизма, романтизма. С 19-20-х веков этот принцип нашел отражение в джазе и рок-музыке, в том числе в переложениях классиков. Вот только самые известные композиторы, использовавшие принцип кругового движения:

  • И.С. Бах – «Хорошо темперированный клавир»;
  • Ф. Шопен – «24 прелюдии»;
  • Шостакович – Цикл прелюдий и фуг;
  • А.Л. Вивальди – «Времена года»;
  • Н. Паганини – «Каприс №24».

В последних двух примерах квинтовый круг используется в переработанной форме – так называемая золотая секвенция. Это особая гармоническая последовательность, в которой каждый следующий аккорд строится на кварту выше от предыдущего, но по ступеням тональности. В итоге мелодия и гармония возвращаются к тонике.

К началу

Оставить комментарий

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS для отслеживания новых комментариев этого поста.

Немного о школе ...

«Felix electric guitar school» – это школа электрогитары для всех возрастов. Ее основной подход – только индивидуальные уроки, один на один с преподавателем. Занятия в школе ведут опытные педагоги, прекрасно владеющие своим инструментом. В школе преподаются уроки электрогитары, бас гитары и уроки барабанов. Занятия проводятся в специально оборудованных классах, на качественных инструментах и аппаратуре известных брендов. Гитарная школа располагает богатой коллекцией видеоматериала, которая активно используется в процессе обучения. далее →